Надежда Константиновна Князева поделилась своими впечатлениями о встрече коллег по счастью для обмена опытом на Байкале. Статья "Сгонять в выходные на Мальту? Легко!" вышла в 25 июньском номере Учительской газеты "Мой профсоюз". 

"Сгонять в выходные на Мальту? Легко! Такой пост появился на моей странице в сети Фейсбук после поездки в Усольский район Иркутской области на семинар для руководителей образовательных учреждений «Функциональная грамотность: проблемы и решения».

Скульптурная композиция «Мамонты», стоянка первобытного человека эпохи палеолитаМальта - это не только экзотический остров, но и населенный пункт в Иркутской области с древней историей первых поселений человека в XIII тысячелетии до н.э. эпохи палеолита, в честь чего здесь открыли скульптурную группу в виде семьи мамонтов. Мальтинская стоянка первобытного человека - одно из семи чудес Усольского  района, наряду с растением Венерин башмачок, Белыми скалами и храмом Казанской иконы Божией Матери возрастом более двухсот лет.

Удивляет и восхищает трепетное отношение всех жителей Усольского района к своей малой родине - от воспитателей детских садов до работников знаменитого местного свинокомплекса, который поставляет свою продукцию далеко за пределы Иркутской области.  

Именно эта гордость за свою малую родину и стала духовным стержнем семинара, объединившего представителей разных регионов: Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Красноярского края, Новосибирской области и хозяев семинара Центра развития образования Усольского района Иркутской области.  Открытие Межрегионального семинара состоялось в Белореченском Лицее у гостеприимной  Марины Игоревны Таракановой, неповторимой «инопланетянки» в образовании, общение с которой - полет над бренной землей и шелест крыльев за спиной, между прочим, пеликаньих (Марина Игоревна - Учитель года  - 2010 Иркутской области). Отличная команда, лицейский парламент, сотрудничество с мэром, чемпионаты по игре в  Куборо - лишь некоторые грани ее лицейского счастья, которым Марина Игоревна  поделилась с нами. 

Марина Игоревна Тараканова, директор Белореченского лицея Усольского района

Прекрасные люди работают в Усольском районе! Где еще в деревенской школе встретишь  малого хрустального пеликана? А в Буретской СОШ у директора Елены Владимировны Халиулиной пеликан как напоминание о счастливых конкурсных днях приветствовал гостей семинара.Елена Владимировна Халиулина, директор Буретской СОШ Усольского района

 

Лауреат конкурса «Учитель года России - 2003», Елена Владимировна всю себя посвятила заботам о школе и провела нас по  школьному  музею, сенсорной комнате, уютным уголкам школы, мастерским, где все сделано руками учеников, учителей и директора. Даже проект  «Раздевалка» в спортзале был реализован по детским эскизам и стал способом преодоления школьного вандализма. Потому что образовательная среда - залог успешности формирования функциональной грамотности, по словам Елены Владимировны. А функциональная грамотность - это наше все, утверждают специалисты  Центра развития образования   Елена Мякишева и Людмила  Кондратова  и руководитель Комитета по образованию Усольского района Нина Григорьевна Татарникова! Елена Мякишева, победитель конкурса «Учитель года Иркутской области - 2016», и собрала для такой нужной встречи «пеликанов» из разных уголков нашей страны. Гости и участники семинара для руководителей образовательных учреждений «Функциональная грамотность: проблемы и решения».

Вот и гости семинара поделились секретами формирования функциональной грамотности педагогов своих учреждений. Сергей Софенко, победитель конкурса «Учитель года г.Санкт-Петербурга - 2013», Александр Буханистов и Марина Чёшева,  победители конкурса «Учитель года Новосибирской области» и директор Маслянинской СОШ Ирина Деревнина, Андрей Семке, победитель конкурса «Учитель года Кубани-2000», Светлана Бордукова, соучредитель общественной организации Красноярского края «Творческий Союз Учителей» и победитель конкурса «Учитель года Красноярского края -2003», директора школ Усольского района - все говорили о том, какими способами это можно сделать в условиях современной реальности. О том, что каждый урок должен быть особенным, задачи - жизненными,  учитель - заботливым, ученик - успешным, родитель - поддерживающим.  Оказывается, чтобы вырастить функционально грамотного школьника, необходимо дать ему возможность… функционировать! Пробовать, искать, действовать, ошибаться, чувствовать себя ответственным за свои решения. Марина Николаевна Чёшева дала нам эту возможность -  организовала практикум по формированию функциональной грамотности. По ее ценному замечанию, партнероспособность  в наше время намного важнее конкурентноспособности, умение слушать и слышать поможет нам добиваться совместных целей намного быстрее, чем в одиночку. Вот мы и учились активному слушанию и сотрудничеству в четверках: партнер по плечу, партнер по глазам, партнер  по диагонали, и с каждым - свои способы взаимодействия вербального и невербального. Каждый для себя вывел рецепт философского камня - рецепт формирования функциональной грамотности - и поделился им с партнерами в команде, коллегами по счастью, как назвала нас Марина Чёшева. Конечно же, завершился практикум «тёплой точкой» - благодарностью и признательностью каждому, кто тебя слушал.

 

Марина Николаевна Чешева, Новосибирская область   Сергей Алексеевич Софенко, г.Санкт-Петербург и Людмила Кондратова, Центр развития образования Усольского района   Елена Юрьевна Мякишева, Центр развития образования Усольского района и Светлана Николаевна Бордукова, Красноярский край

 

Ну а теплой точкой всего семинара стал тот момент, когда после насыщенного рабочего дня мы увидели бескрайние просторы Байкала. Выехали из-за поворота вдоль берега Ангары и сразу разглядели белоснежную цепь Хамар-Дабан на далеком противоположном берегу, отраженные в глади Байкала облака и перечеркивающие их недолгие следы резвящейся нерпы. Вот такой подарок приготовили нам организаторы семинара:  Комитет по образованию Усольского района и Профсоюз образования.  Александр Александрович Буханистов, Новосибирская область   Как школьники, высыпали мы из автобуса, трогали воду, не веря своим глазам, брызгались, а Сан Саныч Буханистов даже пил ее из пригоршни и причмокивал от удовольствия. 

Уже потом, успокоившись, мы неторопливо  бродили по берегу и слушали шелест волн и шуршание песка, любовались нерпами, удивлялись чудесам Байкала в лимнологическом музее, пробовали рыбу на шумном рынке, поднимались по канатной дороге на смотровую площадку, запоминали  глубину озера (1637 м - первое место по глубине среди озер планеты), укрывались от ветра в бревенчатых домиках  этнографического музея «Тальцы», ловили аромат цветущего багульника.  Но  первое впечатление от встречи с Байкалом - как первая любовь, подарила вдохновение и радость - то,  что нужно для счастья учителям, формирующим функциональную грамотность у своих учеников. Байкал, до свидания! Спасибо за счастье!"

Князева Надежда Константиновна, учитель начальных классов МАОУ СШ №137 г.Красноярска, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края -2013

DSC 2103 2