Линия Пушкина. Творчество поэта - тема для уроков математики и биологии, а не только литературы.
Я не знала, где достать гусиные перья. Они нужны были позарез для «Пушкинского урока» в Санкт-Петербурге, который организовал мой друг Сергей Софенко и лицей 533 в лице директора Майи Юрьевны Кунц. Говорят, перья осенью можно было достать, но вот теперь, среди зимы… Ведь «Пушкинский урок» проводится именно в феврале к дню памяти гениального поэта. И в феврале единственным местом, где были неощипанные живые гуси-лебеди, оказался … красноярский зоопарк. Опуская подробности операции по добыванию перьев и, наконец, вооружившись пачкой будущих инструментов для письма, можно было отправляться в культурную столицу.
Удивительная по простоте идея заложена в «Пушкинский урок»: учителя-предметники ведут свои уроки, связывая их с творчеством А.С.Пушкина. Это могут быть уроки математики, химии, географии, вообще любых предметных областей. Учителя Санкт-Петербурга собираются, чтобы стать гостями на открытых уроках смельчаков со всей страны, в число которых в этом году попала и я. Ну, а мне придавали смелости мои козыри - гусиные перья. Ведь урок, который я решилась дать для восьмиклассников - урок рисования. Александр Пушкин был талантлив во всем, в том числе и в искусстве графики, о чем свидетельствуют черновики поэта, пестря набросками и профилями друзей, любимых женщин, правителей... Пушкин виртуозно использовал линию как средство выразительности, очень точно и лаконично передавая характер современников. Его портреты, часто без подписи, узнаваемы настолько, что исследователи-пушкинисты раскрывают новые смыслы сопутствующих строк на страницах черновиков. Например, портрет однокашника Владимира Вольховского наш герой сопроводил строками: «Нас было двое: брат и я», возле портрета Николая Корсаков написал: «Он не пришел, кудрявый наш певец, … сын севера, бродя в краю чужом». Поэтому мои ученики работали с излюбленным изобразительным средством Пушкина - линией. И урок назывался «Линия Пушкина». Прекрасную выставку удалось собрать в конце урока: профили ребят, учителей и самого Пушкина. Браво, суровые мальчишки класса - «политеха»!
Необычный взгляд на А.С. Пушкина как на «аристотелевского человека» открыл нам учитель химии школы 1259 г.Москвы Владимир Нодарович Головнер. Для поэта Пушкина огонь, земля, вода и воздух не просто первичные, основные элементы мира, как считал Аристотель, но обладают движущей силой и душой. Посудите сами:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
И это оказалось так правильно, когда чтение стихов сопровождались химическими опытами. И большой «бабах», соединивший водород и кислород в воду, логично завершил галерею олицетворений воды в стихах поэта.
Как ты, могущ, глубок и мрачен.
Как ты, ничем неукротим. (о море)